Инструкция по рисованию на воде для начинающих.

   Эта Инструкция может быть полезна творческим личностям, тем, кто любит осваивать новое самостоятельно, а так же для тех, кто  по каким-то причинам не может получить знания на мастер-классах.

 Вступление.

Об Эбру

«Это космос. Завораживающее действо, в котором являешься творцом Вселенной. Сначала перед тобой чистое пространство, и вот первые капли упали на воду и растеклись причудливыми узорами. Наблюдаешь, как зарождается жизнь, узоры переплетаются друг с другом и медленно перемещаются. Постепенно процесс настолько затягивает, что перестаешь отслеживать, что ты сейчас делаешь, все внимание уже там, среди разноцветных живых бликов. Спасибо огромное за те эмоции, которые удалось получить во время семинара!»

С наилучшими пожеланиями,

Ирина С., 35 л.

 

«Рисование в технике Ebru – это чудо, это сказка, это волшебство, это радость…  Я познакомилась с этой техникой, когда за окном была черно-белая зима, а в комнате, в которой проходило занятие, творилось чудо: вдруг появились нежные молодые побеги, синий иней, изумрудный город, маковое поле и многое другое. Я испытала огромное удовольствие.

И вот еще что — умение наслаждаться простыми вещами, как ни удивительно, повышает иммунитет в 2,7 раза эффективнее, чем процедуры закаливания. Доказано исследованиями!»

Игнатова И., 49 л.

 

   Впечатления от первой встречи с Эбру яркие и остаются в памяти надолго.  

   Рисунки на воде часто сравнивают с облаками — «облака и ветер»,  «бумага с облаками». С волнами и мрамором — «волнообразная бумага», мраморная бумага. «Плавающие краски», «танцующие краски» — так называют это нетрадиционное искусство. Интуитивная живопись – «рисование душой», техника равных возможностей, это все про  рисование на воде. Возможность изображения абстракции, без конкретных предметов, позволяет людям легко выразить свое эмоциональное состояние. Получить удовольствие, как от процесса создания собственных шедевров на воде, так и от законченного произведения, перенесенного на бумагу, шелк, керамику, стекло и другие поверхности любимых предметов. В техниках Эбру творческого результата достигают и взрослые, и дети. Те, кто умеют рисовать и те, кто художником себя не считает. Именно в этой технике легко перешагнуть через убеждение «я не умею рисовать», достичь успеха, обрести уверенность в своих возможностях. Эбру прекрасно развивает воображение, способность мыслить нестандартно, а также мелкую моторику и глазомер.  В этой технике у ВСЕХ может только получиться!

 

«С  детства я не умею рисовать. Но однажды  на этом сайте (www.ebrumag.ru) увидела технику рисования на воде. Меня поразил сам процесс рисования и результат труда художника. И мне захотелось попробовать самой, хотя я не очень верила в свои силы и возможности. Но это оказалось настолько увлекательно и интересно, что мне захотелось заниматься этим еще. Меня увлек сам процесс рисования, когда краски растекаются, как по волшебству, образуя поистине произведения искусства. И эта красота сотворена моими руками. Я могу, я творю!!!»

Павлюк Н.И. , 69 л.

 

   Своими безграничными и удивительными возможностями техника рисования на воде, конечно же, привлекла внимание психологов. Арт-терапия с использованием техник Эбру в наши дни уже не редкость. Известно, что цвета вызывают у человека чувства и переживания. Одни из них способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Работа с красками снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессию.  Сочетание цвета и формы круга, плавность и медитативность процесса Эбру творят чудеса. Улучшается самочувствие, уходят головные боли, изменяется энергетический статус организма. Отдых, заряд бодрости и хорошего настроения – дополнительный бонус к прекрасным рисункам.  

Сеансы Эбру это отличный способ расслабиться, возможность остановить поток мыслей, разгрузить левое полушарие, активизировать правое, творческое. Тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям.

 

«Я, Вавилов Александр, посетил мастер-класс по рисованию техникой «Эбру». Мне нравится заниматься рисованием под руководством опытных мастеров-наставников. Я в восторге!!! Люди, не бойтесь экспериментировать в искусстве! Возможности безграничны. Спасибо Эбру-технологиям за позитив».

Вавилов А. 45 л.

 

«Ваааау…. Да это же салютики !!!!!!!!!!!!!»

Маруся П.,5 лет

 

  Эбру —  чудесный мир возможностей, где у каждого получается.

 

Примечания.

   *Рисование на воде и традиционные техники Эбру, это родственные понятия. Приемы в основе техник лежат одни и те же, но и не более того. Мы проводим разделение данных  понятий. Эбру – это подход восточных мастеров, соблюдение традиций и стилей, философия души. Тогда, как рисование на воде может быть и просто приятным времяпрепровождением, творческим  увлечением, способом эмоционально-психологической разгрузки. В силу сложившейся привычки, автор будет применять оба термина — и название Эбру, и рисование на воде, имея в виду западный подход к данной технике рисования.

   *Когда в тексте вы встречаете выражения –  на воде, на поверхности раствора, на поверхности загустителя, на  жидком холсте, на водной глади, на основе, знайте, речь идет об одном и том же, названном по-разному  – о поверхности той жидкости, которая налита в лоток, и на которой мы рисуем.

Материалы и инструменты.

   Если коротко рассказать о технике рисования на воде, то выглядит это так: сначала  рисунок создается на поверхности воды, а затем его переносят на бумажный лист. Поверхность воды служит нам «жидким холстом», это основа для будущего рисунка.  С помощью кисти разбрызгиваем  или наносим кончиком шила специальные краски на поверхность воды. Предварительно вязкость воды повышают, добавляя в нее  загустители (специальные вещества),  для того, чтобы краски не тонули, а растекались цветными пятнами по поверхности. Рисуют одними жидкостями на поверхности другой. Применяя шило или гребень создают различные элементы из полученных цветных пятен красок, эффектные неповторимые узоры.

   После того, как рисунок на воде готов, делают его оттиск на лист бумаги. Такой рисунок, по желанию автора,  может быть собственно рисунком, законченной работой или служить фоном для дальнейшего творческого процесса. Когда лист с рисунком просохнет, на нем можно нарисовать какие-либо элементы с помощью  трафарета, а также «от руки». Тушью или другими средствами для изобразительного творчества прорисовать, усилить, оттенить отдельные части картины.

 

   Как видно из предыдущего описания, для рисования на воде нам нужен определенный набор материалов и инструментов. Это лоток, загуститель для воды, краски, бумага, кисточки, шила, гребни и т.д..

  1. Материалы.

1.1. Загустители

Виды загустителей.

   Мы говорим, Эбру – рисование на воде. Это так, но на чистой воде мы рисовать не сможем – краски будут тонуть, смешиваться с водой.  Чтобы краски не тонули, а растекались по поверхности воды, ей придают определенную густоту, создавая нужное поверхностное натяжение. Для этой цели используются порошки – загустители. Традиционно в Турции использовали Китре — высушенную смолу, полученную из стеблей растения гевен (лат. Astragalus). В настоящее время выбор применяемых загустителей значительно расширился. Порошок загустителя изготавливают из некоторых видов водорослей (каррагинаны), а также существует большой выбор загустителей на основе целлюлозы. Растворы некоторых видов загустителей можно замораживать. После размораживания они не теряют своих рабочих свойств.

   Загустители продаются в виде порошка или раствора уже готового к употреблению.

Приготовление.

   Для того, чтобы приготовить «воду», «основу», «жидкий холст» — т.е. раствор  загустителя, добавляем необходимое количество порошка загустителя в воду, перемешиваем 15-20 минут. Перемешивать можно палочкой, ложкой, лопаточкой – чем удобно. Если не помешивать раствор  указанное время, то частицы порошка загустителя набухнут, слипнутся в комок, который опустится на дно. В дальнейшем растворить такой комок очень сложно. Можно использовать миксер – процесс ускорится. В зависимости от  вида загустителя его растворяют в воде, имеющей разную температуру – от комнатной до кипятка. Количество порошка на 1 л воды добавляют разное, примерно  от 4 до 7 г.  Частицы одних загустителей  набухают за 1-1,5 часа, другим нужно более длительное время 5-11 часов.  Количество порошка, температура разведения и время его приготовления указывается  производителем в инструкции по применению.

Готовить раствор загустителя просто!

   Посуду для его приготовления нужно брать чистую, без следов жира, косметических кремов и моющих средств. Эти вещества могут испортить жидкий холст и помешать раскрытию красок на поверхности. Можно готовить раствор загустителя в различных емкостях – банках, мисках, контейнерах и, даже, в бутылках – как вам удобнее.

   Для художников, делающих первые шаги в рисовании на воде, желательно, взвешивать или отмерять объемы расчетных количеств порошка загустителя. Очень удобно, когда производители загустителя пишут какой объем порошка нужно взять. В доме всегда найдется мерная ложка или стакан. Если в инструкции написано количество в граммах, то необходимо взвесить это количество порошка загустителя. Потом пересыпать порошок в какую-нибудь мерную тару – ложку, мензурку и т.д., замерить нужный вам объем. В следующий раз сразу вы уже возьмете нужное количество порошка при помощи этой тары. Со временем, можно будет готовить концентрированный раствор загустителя, который потом просто  разбавляется водой до нужной консистенции. При разбавлении концентрированного раствора загустителя водой он готов к применению сразу после перемешивания до однородности, настаивать его не нужно.

   Обычная рабочая консистенция готового загустителя похожа на жидкий кисель. Тестируют готовность раствора загустителя с помощью шила средней величины (2,5-3 мм в диаметре). Наносят с его помощью краску на поверхность и наблюдают, как краска растекается. Если капли краски плохо раскрываются на поверхности раствора загустителя, красочное пятно остается небольшим, диаметром меньше  4-6 см , то в раствор доливают немного воды, тщательно его перемешивают. Тестируют еще раз и так до удовлетворяющего  результата. Если цветовые пятна на поверхности растекаются быстро, образуя большие круги, то наш раствор жидковат, нужно добавить  к нему некоторое количество концентрированного загустителя, перемешать и протестировать снова.

   Если при наливании раствора в лоток на поверхности образовались пузырьки, то можно определить готовность раствора по движению пузырька по поверхности. Для этого пальцем «подгоняем» жидкость к пузырьку. На поверхности пригодного для рисования раствора движение пузырька будет активным, но и не слишком стремительным. На густой же основе пузырек почти  не двигается.

1.2. Краски:

   Краски для рисования на воде бывают двух категорий —   готовые для начинающих и профессиональные.

   Приобретая готовые краски, вы сразу можете приступать к рисованию – краски не требуют никаких дополнительных добавок. Встряхните как следует флакон перед употреблением и творите!

Конечно, мастера в технике Эбру тоже могут рисовать  готовыми красками для рисования на воде, но предпочитают они краски, которые приготавливают своими руками. 

Профессиональные краски

   Профессиональные краски готовят из натуральных пигментов, к которым добавляются желчь и вода. Мастера тщательно растирают частички пигмента до мельчайшего состояния специальным приспособлением.  Смешивают порошок пигмента с водой и желчью в определенных пропорциях. Сегодня можно купить специальные гомогенизированные пасты, состоящие из порошка пигмента, воды и консервантов. Способ их применения прост – к  небольшому количеству такой пасты художник добавляет воду и желчь. Несмотря на кажущуюся простоту, процесс приготовления красок из пигментов или пасты требует навыков и терпения. Приготовленная краска тестируется на поверхности раствора загустителя и в случае необходимости ее состав корректируется добавлением воды или желчи. И так до получения нужного эффекта.

Готовые краски

   В настоящее время разработаны составы красок для рисования на воде  на синтетической основе, а именно –  на акриловой дисперсии.

   Краски на акриловой основе продаются во флаконах или баночках, уже готовые к употреблению. Имеют широкую цветовую гамму, могут смешиваться между собой для  создания дополнительных оттенков. Удобны в применении для тех, кто делает свои первые шаги в технике рисования на воде. Эти краски с жидкого холста переносятся не только на бумагу, но и на поверхность многих других материалов — ткань, дерево, стекло, кожу, изделия из полимеров и т.д.  Мы можем своими руками изготовить  прекрасный палантин или платок в стиле Эбру.  Украсить нарядным узором деревянный браслет, елочный шар,  вазу, шкатулку, перенести рисунок на кроссовки или футболку. 

   В линейках акриловых красок для рисования на воде есть краски с металлическими частицами, так называемые краски Металлик. Золотые, серебряные и бронзовые краски  могут смешиваться с красками других цветов, придавая им изысканный блеск.  Есть и флуоресцентные акриловые краски для рисования на воде. Световое излучение, попадая на изображение,   нарисованное флуоресцентной  краской, не поглощается, как это происходит с обычными красками, а усиливается. Такие изображения ярки при дневном свете, особенно при попадании на них солнечных лучей.  Под воздействием ультрафиолетового излучения флуоресцентные краски светятся в темноте, создавая атмосферу сказки. Поэтому эти краски широко используются на праздничных мероприятиях.

   При желании готовые краски на акриловой основе можно разбавить до более жидкой консистенции, используя разбавители, специально созданные для них.

1.3.  Бумага.

   В технике рисования на воде применяется бумага, которая хорошо впитывает краску. Краски на акриловой основе закрепляются практически на любой бумаге. Исключение составляет  глянцевая бумага, с очень гладкой поверхностью. Поэтому выбирайте бумагу по своему вкусу и под свои творческие задачи – альбомную для рисования и черчения, фактурную и не очень, для акварели или пастели и, даже, плотную (от 110 г/м2 и более) бумагу для принтеров.  Есть любители переносить рисунки на воде на фотобумагу.

    В работах можно использовать белую, а также  цветную бумагу. При переносе рисунка на цветную бумагу яркого, насыщенного тона цветовая гамма сильно искажается т.к. красочный слой рисунка на воде тонко-прозрачный и цвет бумаги проступает сквозь него.

   При выборе бумаги важно, чтобы ваш лоток и лист бумаги для переноса рисунка совпадали по форме и размеру.

  1. Инструменты

   В нашем творческом процессе необходимы емкости для жидкого холста, кисти, шила, гребни, емкости для палитры и пипетки.

2.1. Лотки

   Лотки для рисования на воде могут быть изготовлены из разных материалов – пластик, стекло, металл (с покрытием и без него). Лучше использовать лотки белого или светло-серого цвета, т.к. при работе  в них не искажается восприятие цветовой  гаммы используемых красок. Если так случилось, что  у вас оказался лоток из прозрачного бесцветного материала, то подложите под дно лотка белый лист бумаги, чтобы обеспечить себе наиболее благоприятные условия для творчества.      Традиционно используют лотки прямоугольной формы, высотой не более 5-6 см. Стенки лотков обычно вертикальные или лотки имеют форму немного расширяющуюся  кверху. По желанию можно рисовать и на поверхности раствора, налитого в лоток круглой или любой другой формы. Главное, чтобы лист бумаги, на которую будете переносить рисунок, повторял форму лотка и соответствовал его размеру. Если лист бумаги меньше размера поверхности лотка, то после переноса рисунка на лист останется много свободной краски на поверхности загустителя. Для того, чтобы остатки краски с поверхности воды от  предыдущего рисунка не попали на следующий, поверхность ее следует очистить от остатков краски листом бумаги. Для этих целей можно использовать и чистые газеты.

   Для зрелищных мероприятий используют лотки со светодиодной подсветкой. Обычно над таким лотком размещают видеокамеру и ведут трансляцию творческого процесса на большом экране или мониторе.

   При изготовлении платков и палантинов пользуются лотками соответствующих размеров — 1мх1м, 0,5х1,7м и т.д. Такие лотки прочные, сделаны из металла. Для удобства работы мастеров в них вмонтированы краники для слива отработанного раствора загустителя. Можно использовать деревянные сборно-разборные конструкции собственного изготовления и прочную полиэтиленовую пленку. Что кому лучше подходит.

2.2. Шило.

   Самый главный инструмент в техниках  рисования на воде  – это шило. С его помощью мы рисуем предметные изображения, а так же можем использовать для создания абстрактных фонов. В работе используются шила разного диаметра: от 20 мм до тончайшей проволоки.  Художник выбирает размер шила в зависимости от имеющейся цели, густоты  используемых красок, густоты основы, на которой рисует картину. Все изображения в Эбру можно создать из круга, и, если нам нужен большой круг, мы берем шило большого диаметра, это ускоряет процесс рисования.  Для выполнения наиболее мелких, тонких  деталей используем шило-проволочку. Поверхность металлического стержня у шила должна быть гладкой, чтобы краска легко стекала с него при соприкосновении с поверхностью загустителя. Не важно, деревянная или изготовлена из другого материала ручка у вашего шила, важно, чтобы удобно и приятно было держать его в руке.

   Многие художники вместо шила используют вязальные спицы – им так больше нравится. Вполне подходят для рисования на воде и заостренные бамбуковые палочки. Обычно они заострены с одного конца, а другой остается  тупым. Таким образом, вы получаете сразу шила  двух размеров в одной палочке. Можно приобрести дюралевые вязальные спицы разных размеров. Один  конец спицы оставить острым, а другой сточить на наждачном камне. Получим тот же результат – два в одном.

 

2.3. Кисти.

   Назначение кисти – создание фона, который может остаться собственно законченным творением, или на этом фоне   можно будет еще что-либо нарисовать с помощью  шила.

   Основное требование к кистям, используемых в техниках Эбру, это способность  быстро впитывать  краску и так же легко и быстро отдавать капли краски в виде брызг при стряхивании краски с кисти на  поверхность жидкого холста.  Хорошо для рисования на воде подходят кисти из конского волоса, а также плоские и  веерные  кисти из натуральной щетины. Это  могут быть и фланцевые кисти для малярных работ небольшого размера (1,6-2 мм) с длинным ворсом. 

   В традиционном Эбру в основном  используются кисти из конского волоса с ручкой из стебля розы. Для рисования акриловыми красками больше подходят веерные кисти из натуральной щетины.

2.4. Гребни.

   Гребень представляет собой деревянное основание, на котором закреплены тонкие металлические  иглы. С помощью гребня создаются «гребенчатые» или «чешуйчатые» узоры. Для этого проводят гребнем по поверхности красочного слоя на воде. Если размер гребня такой же, как и размер одной из стенок лотка, то узор получается за один «проход» гребнем от одной стенки к другой.  При использовании гребня размера меньшего, чем длинна стенки лотка, нужно сделать несколько проходов гребнем от одной стенки к другой.  Если в работе используется гребень маленького размера — 3, 5, 8 и т.д. см, то возможно рисовать локальные формы в «гребенчатом» стиле – волны, круги, крылья, зубчатые края  и т.д.  Кроме обычных гребней с одним рядом игл, есть гребни с двумя рядами игл, расположенными в шахматном порядке. 

   Иногда в работе используются оба гребня последовательно  один за другим, для создания определенного вида «гребенчатых» узоров.  Сначала используют гребень с одним рядом игл, затем проводят по готовому узору гребнем с двумя рядами зубцов. Фото.

2.5. Пипетки.

   Пипетки используем в процессе рисования на воде для того, чтобы перенести небольшое количество краски из основного флакона в рабочую емкость и для смешивания различных цветов красок непосредственно на кисточке. Подходят любые пипетки, которые вам удобны для работы –

простые аптечные, пипетки Пастера, от использованных медицинских флаконов и т.д..

Пипетки НЕ предназначены для того, чтобы капать  краску на поверхность жидкого холста!!!!!

 

2.6. Емкости для красок — палитра.

   Для того, чтобы удобно было макать кисточку в краски, мы наливаем  небольшое количество краски  в отдельные маленькие рабочие емкости. Создаем свою палитру. Нам подойдут прозрачные пластиковые стаканчики, мензурки, контейнеры для хранения бисера, пластиковые палитры для акварели, чистые баночки с крышками на 15-20 мл, …  При необходимости используют емкости  большего размера — 150-200 мл.

  1. Подготовка к рисованию на воде.

   Важно! Перед сеансом рисования  на руки не следует наносить крем или другие косметические  средства. Некоторое количество этих веществ может попасть с рук на поверхность загустителя. В этом случае краски перестанут раскрываться, жидкий холст нужно будет очистить листами бумаги. Если это не поможет, то воду придется слить, лоток вымыть, залить новую порцию основы. По этой же причине не ешьте на рабочем месте, чтобы капли употребляемых жидкостей и крошки, особенно жирные, не попали в лоток и не нарушили ваш творческий  процесс, не испортили хорошее настроение.

3.1. Подготовка рабочего места.

   Выберем для творческого процесса место, достаточно просторное, чтобы удобно разместить все необходимое. Нам нужен стол, на который мы поместим  лоток, палитру с красками, шила, кисть, гребень, пипетки,  стакан или банку с водой для того, чтобы промывать кисть.  Бумажные полотенца или салфетки для просушивания кисточки от воды и очистки шила. Вместо салфеток можно использовать лоскуты ткани. Капли краски, стряхиваемые с кисточки, попадают не только на воду в лотке, но и далеко за его пределы. Поэтому стол нужно предварительно застелить полиэтиленовой пленкой или скатертью. По этой же причине бумагу для переноса рисунков лучше положить подальше от лотка  на другой стол, или стул. Рисовать можно сидя, стоя – кому как больше нравится.

   Для удобства поставьте рядом со столом ведро для мусора или повесьте предназначенный для мусора пакет. Если в процессе работы капли загустителя попадут на пол, своевременно вытирайте их, чтобы  не поскользнулся.

   Освещение рабочего места должно быть достаточным.  Желательно, чтобы источник света не давал бликов на поверхности воды, они будут мешать в процессе рисования.

   Можно рисовать не только в помещении, но и на открытом воздухе, только не на  солнцепеке.  При высоких температурах  краски на поверхности воды будут  быстро подсыхать, терять эластичность, плохо переноситься на бумагу. Кроме того, поверхность загустителя тоже будет подсыхать, краски на такой поверхности раскрываются плохо. Сильный ветер  для рисования на воде также не самый лучший вариант.

   Перед сеансом рисования длинные волосы лучше собрать в «хвост» или зафиксировать каким-либо другим способом. Увлекшим процессом рисования можно не заметить, как длинная прядь волос соскользнет на создаваемый рисунок и испортит его.

   Как отмечалось выше, краски на акриловой основе прекрасно переносятся на ткань.  Поэтому рисуйте в одежде, которую не жалко украсить несколькими дополнительными красочными пятнышками. Или защите ее, надев фартук и, даже  нарукавники, по желанию. Краски с рук смываются водой с туалетным мылом или оттираются влажными салфетками с небольшим механическим усилием. Можно надеть латексные перчатки, чтобы руки оставались чистыми или, чтобы сохранить декоративное покрытие на ногтях. Удалить акриловую краску с покрытых лаком ногтей удается чаще всего вместе с лаком. Растворителем.

   Если в творческом процессе принимают участие несколько человек, то листы бумаги перед тем, как переносить на них рисунки, лучше подписать. Несмотря на индивидуальность и неповторимость рисунков на воде, рисунки-абстракции начинающих авторов часто можно перепутать.

3.2. Место для просушивания рисунков.

Кроме рабочего места с лотком, красками и инструментами, нужно организовать еще одно пространство, где мы будем просушивать готовые работы. Рисунок с поверхности воды переносится на лист бумаги. Красочный слой впитывается бумагой и закрепляется на ней, а поверх краски остается некоторое количество загустителя. В большей степени по краям бумажного листа. Ему-то и нужно дать высохнуть. Рисунки можно сушить в горизонтальном положении, разложив их на поверхности, застеленной пленкой или газетами.  Удобно пользоваться  специальными стеллажами с выдвигающимися горизонтальными полочками для рисунков. Готовые работы хорошо высыхают, развешенные на веревке и закрепленные прищепками, похоже на сушку белья.  Прекрасно для этих целей подходят домашние металлические сушилки-раскладушки. Для ускорения процесса сушки на развешенные рисунки можно направить струю теплого воздуха из напольного вентилятора-обогревателя. 

Лучше приглядывать за рисунками, когда они высыхают. Промакивать загуститель, если он скапливается в образовавшихся углублениях на листе с рисунком (это происходит при просушивании в горизонтальном положении).  При просушивании в вертикальном положении нужно вовремя избавляться от потеков загустителя, если они образуются. Иногда стекающий загуститель стягивает  и красочный слой, портя рисунок. Промакивать загуститель лучше развернутым салфетками или бумажными полотенцами. Делать это нужно аккуратно, легкими движениями, чтобы не повредить красочный слой рисунка. Если при снятии бумажного листа с рисунком с поверхности загустителя, он был достаточно хорошо прижат к бортику лотка и загустителя на нем осталось немного, то высыхает он быстро. Примерно  за 10-20 минут при  температуре в помещении 22-24 градуса.

 

 

3.3. Жидкий холст.

   В нашу емкость наливаем приготовленный заранее раствор загустителя из расчета 1-1,2 л на лоток формата А4. В лотки большего размера, соответственно, наливают большее количество загустителя.

 В любом случае необходимо, чтобы  глубина слоя налитой основы была не менее 1-1,5 см. Тогда при рисовании шило не задевает дно, рука движется свободно, нет неприятных царапающих  звуков, кроме того, раствор загустителя прослужит вам дольше.

   Пока идут другие приготовления к сеансу рисования,  поверхность раствора загустителя накрываем листом бумаги.  Это делаем для  того, чтобы загуститель не подсыхал, т.к. в этом случае краски будут плохо раскрываться на жидком холсте. А так же для того, чтобы защитить  поверхность от пыли. Пусть постоит так, успокоится, а образовавшиеся при наливании раствора в лоток пузырьки воздуха поднимутся на поверхность.

   Для процесса рисования важно, чтобы раствор загустителя в лотке и используемые краски были одной температуры.

3.4. Палитра.

   Для создания палитры можно использовать небольшие емкости, в которые наливаем немного краски из приобретенного флакона готовой краски  (краску во флаконе нужно предварительно хорошо взболтать). Это могут быть прозрачные пластиковые стаканчики, мензурки, пластиковые палитры для акварели, чистые баночки с крышками на 15-20 мл и т.д. Недостаток палитры для акварели – краски на ней быстро высыхают.  Недостаток применения пластиковых стаканчиков и мензурок – после сеанса рисования их нечем закрыть герметично, краски высохнут.  Дело в том, что выливать назад в основной флакон отлитые краски нельзя. В них подмешивается вода от мытья кисточки, загуститель с шила и вся краска во флаконе может испортиться. Преимущество баночек с крышками – после рисования оставшаяся краска хранится в закрытом виде до следующего сеанса. Даже, если между сеансами пройдет очень много времени, и краска испортится, то придет в негодность ее небольшое количество, а не весь флакон.

   Палитра может состоять из 5-8 цветов готовых  красок, вполне достаточно для начала.  Краски различных цветов, произведенные одной фирмой,  можно смешивать между собой, получая разнообразные оттенки, тем самым расширяя цветовую гамму нашей палитры.

  1. Рисуем на воде готовыми красками. От простого к сложному.

4.1. Тестирование красок

   Итак, у нас есть жидкий холст в лотке, инструменты для рисования, краски и бумага, на которую мы перенесем рисунок с поверхности жидкого холста. Музыка поможет создать желаемое настроение, иногда приятно порисовать и в тишине. Несмотря на то, что мы делаем первые шаги в новой технике, аккуратность, точность, четкость в выполнении рисунков остается одним из пожеланий.

   Начинаем творить свои первые шедевры в рисовании на воде, постепенно продвигаясь  от простого к сложному.

   Откроем наш жидкий холст — снимаем лист бумаги, которым накрывали поверхность  раствора загустителя в лотке.

   Сначала познакомимся с «характером» наших красок, узнаем, как они ведут себя  на поверхности жидкого холста. Краски, каких цветов растекаются быстрее, образуя на воде круги большого диаметра, а какие не так быстро и образующиеся круги имеют меньший размер. Для этого опустим  кончик металлического стержня шила в краску выбранного цвета. Прикоснемся им к поверхности жидкого холста и подождем, пока краска не перетечет с шила на поверхность воды, расплывется по ней цветным кружочком.  Шило старайтесь держать вертикально, чтобы краска стекала с него равномерно, тогда круги получатся красивыми, ровными. В будущем этот навык позволит создавать аккуратные рисунки с четко прорисованными деталями изображений. Привычка держать карандаш или кисть под некоторым углом при рисовании на твердой поверхности будет напоминать о себе некоторое время. Рисуя, проверяйте почаще,  в каком положении находится шило по отношению  к поверхности вашего жидкого холста, вырабатывайте новую привычку для новой техники. Наблюдения за поведением красок на поверхности помогут определить количество краски определенного цвета, которое нужно взять на шило или кисть. Так, если краска растекается по поверхности быстро, брать ее нужно меньше по сравнению с краской таких цветов, которые растекаются с образованием кругов небольшого размера. После того, как краска стекла с шила на поверхность воды, мы протираем его салфеткой (это вскоре станет рефлексом))) от остатков краски и налипшего раствора загустителя. Чистое шило макаем в краску другого цвета, повторяем процесс до тех пор, пока не ознакомимся с поведением всех красок нашей палитры.  На поверхности воды уже красиво!

   Мы закончили тестировать краски и  теперь можно приступать к рисованию. Предварительно очистим жидкий холст от нанесенного красочного слоя. Для этого наложим на поверхность лист бумаги и снимем его. Краска перенеслась на бумагу, а поверхность воды снова стала чистой.

4.2. Рисунок-фон.

   Создадим самый простой  рисунок — фон. Рисунки-фоны, абстракции, представляющие собой калейдоскоп разноцветных цветовых пятен, очень красивы и могут быть законченным творением, не требующим никакой доработки. А могут служить заготовкой, на которой нарисуете узор или предметное изображение – цветы, животных, все что захотите.

   Для рисования красками на акриловой основе нам достаточно одной веерной кисточки из щетины. Выбирайте краску того цвета, который любите, или который притягивает внимание прямо сейчас, опустите в нее кисточку.  

   Держите одной рукой кисточку за кончик ее деревянного основания и двумя пальцами другой руки постукивайте по деревянной части  кисточки. От ударов капли краски стряхиваются с кисточки. Таким образом, разбрызгиваем краску по поверхности раствора. Нужно почувствовать, какой силы удар необходим, и где лучше постукивать – ближе к металлическому креплению щетины или подальше от него.  Рука с кисточкой плавно движется над лотком для того, чтобы капли краски равномерно разбрызгались по всей поверхности жидкого холста. Можно постукивать кистью и по открытой ладони одной руки, держа кисть в другой руке. В таком варианте при  работе с веерными  кистями брызги летят во все стороны очень сильно.  Долетают до лица художника, могут незапланированно  изменить цветовую гамму окружающего пространства.  Кисточку следует держать на небольшом расстоянии от поверхности раствора загустителя, но так, чтобы при постукивании по кисточке она не касалась самого раствора, не макалась в него. Если это произойдет, промойте кисточку водой и обсушите салфеткой.

   На нашем жидком холсте небольшие цветные капельки превратились в цветные круги, расположенные в произвольном порядке. Они   сохраняют свои границы, и краски не смешиваются между собой.  Выберем несколько цветов и повторим процесс.  Для того, чтобы поменять цвет краски на другой, мы промываем кисточку в стакане с водой, затем убираем остатки влаги с щитины бумажной салфеткой или кусочком ткани. Чистой сухой кисточкой набираем из палитры краску нового цвета. Можно работать и без промывания кисточки перед сменой цвета краски. В этом случае нужно очень хорошо промокнуть остатки краски с кисти и можно набирать новый цвет.

   Создать неповторимую цветовую гамму, смешать 2-3 цвета можно непосредственно на кисточке. Для этого нужно взять на кисточку   краску какого-нибудь цвета,  и  с помощью пипетки капнуть на нее 1-2 небольшие капли краски другого цвета. Выбранные краски непредсказуемо смешиваются на кисточке и на поверхность воды падают капли самых  невероятных  комбинаций исходных цветов.

Для фона иногда выбирают светлые цвета для того, чтобы на них контрастнее смотрелся будущий предметный рисунок. Фон может быть и темным. Интересно наносить первым слоем  фона краску темного цвета. После того, как на нее  сверху упадут и раскроются капли светлых цветов, от темной краски останутся лишь следы, контуры. Они оттеняют красочные круги верхних слоев. Правил здесь нет, все зависит от поставленной задачи, вкуса художника и его настроения. Пожелания есть – слоев краски не следует делать слишком много, достаточно трех-четырех и они должны быть сбалансированы по толщине красочного слоя. Для  достижения такого баланса, важно, чтобы на кисточке перед разбрызгиванием не было много краски. Поэтому  после того, как кисточку макнули в краску, излишки краски отжимаем с кисточки о стеночку или краешек емкости, в которую налита краска. Можно погружать кисточку в краску не глубоко,  смачивать только самый ее кончик.

 Если на кисточке много краски, капли, падающие с нее на поверхность воды, будут большие. Им не хватит силы и времени полностью растечься по поверхности воды и часть краски «утонет» — проникнет внутрь раствора загустителя. Чем больше будет утонувшей краски, тем быстрее наш жидкий холст из бесцветного и прозрачного превратиться в грязно-бурую мутную жижу.  А, значит, и рисунки, перенесенные с такой воды на бумагу, будут грязными, не эстетичными. Кроме того, слой краски от больших капель будет толще, чем необходимо. При переносе на бумагу часть красочного слоя впитается в нее, а излишки краски, которым уже некуда впитываться, останутся свободными. Они размажутся по рисунку и, опять же, попадут в загуститель при протягивании рисунка по бортику лотка (см. Перенос на бумагу). Испорченный рисунок, испачканный загуститель.  Раствор загустителя самый расходный материал в технике рисования на воде. Стоит относиться к нему бережно.

   Если через некоторое время после начала рисования, краски стали плохо раскрываться на поверхности загустителя, добавьте в лоток немного воды и хорошо перемешайте. В процессе вода из раствора частично испаряется, а также консистенция раствора меняется из-за подмешивающейся в него краски.

   Во время перерывов в процессе рисования поверхность загустителя следует закрывать листом бумаги – как вы помните, для того, чтобы жидкий холст  не подсыхал и не пылился.

   Иногда при рисовании бывает необходимость в быстрой смене цветов красок. В этом случае мы наливаем краски в устойчивые баночки объемом 150-200 мл и в каждую помещаем по кисточке. Таким образом, не тратим время на промывание и просушку кисти.

Итак, мы получили  картинку-калейдоскоп из цветных пятнышек (4-6 цветов красок). У такого рисунка есть свое название – Баттал Эбру, стиль крупный, размашистый…

 Другой вариант. После того, как выбранные краски разбрызганы по поверхности жидкого холста, проведите по цветным кругам  шилом в любом направлении.  Зигзагообразные, подобные волнам,  круговые  движения совершает  шило, и вся поверхность лотка заполняется причудливым  неповторимым узором. Мы получили простой рисунок-абстракцию.

4.3. Перенос на бумагу.

   Рисунок на воде готов и наступает следующий момент волшебства – нужно перенести его на бумагу.  Необходимо сначала протереть салфеткой край лотка, через который будем снимать рисунок. Затем берем приготовленный  бумажный лист за противоположные концы по диагонали,  слегка прогибая его посередине.  Аккуратно и плавно укладываем на нашу разноцветную поверхность. Не бросаем. Деревянным концом кисточки, шила или рукой проглаживаем поверхность бумажного листа, обеспечивая плотный контакт красочного слоя с бумагой. Рисунок отпечатывается на бумаге практически мгновенно. Приподнимаем шилом край бумажного листа, берем его за два соседних уголка и снимаем   с поверхности воды.  Для того, чтобы на листе с перенесенным рисунком осталось меньше раствора загустителя и он быстрее высох, следует при снятии протянуть лист по бортику лотка. Прижимать бумажный лист к бортику нужно достаточно  плотно, чтобы  излишки раствора загустителя счищались о бортик и стекали в лоток.  Но и не слишком сильно, чтобы не снять и красочный слой вместе с загустителем.  В этом процессе тоже следует соблюдать баланс. Опыт приходит с практикой. Это также просто, как приготовить загуститель!

   Краски полностью переносятся на бумагу, а поверхность воды в лотке становится чистой. Готовый рисунок укладываем или подвешиваем для просушки. Любуемся первой картиной, созданной в технике рисования на воде.

   Бывает так, что как бы хорошо мы не старались прижать лист бумаги к красочному слою, под ним остаются незамеченные пузырьки воздуха. На оттиске рисунка на бумаге они оставляют белые не прокрашенные пятна. И это не повод для расстройства, а просто непочатый край дизайна! – всегда можно придумать во что превратить это внезапно освободившееся пространство. Как сказал один участник мастер класса – «отлично, а на это пятнышко я наклею свою фотографию»!

Как сушим  

После высыхания лист с рисунком может стать  слегка неровным, покоробиться. Прогладьте его через ткань или лист бумаги горячим утюгом. Можно как  со стороны рисунка, так и с обратной стороны.

   Работы можно вставить в рамку с паспарту  или без него, украсить  свое пространство .

  1. Рисуем абстракции

5.1. Мраморный фон.

Для того чтобы у нас получилась так называемая  мраморная бумага, нужно создать мраморный рисунок  на воде.  Делается это просто. Разбрызгиваем капли краски на поверхность загустителя, а затем дуем на красочную поверхность, тем самым передвигая цветовые пятна в различных направлениях.  Образуются переплетения цветных разводов, напоминающие мраморные узоры. Постарайтесь направлять воздушную струю под небольшим углом к поверхности жидкого холста. Если струя выдуваемого воздуха направлена вертикально,  т.е. дуете вглубь раствора, то краски  не перемещаются по поверхности, а начинают перемешиваться с раствором загустителя. К чему это приводит, вы уже знаете.

Можно использовать трубочку для коктейля, направлять струю воздуха через нее.

5.2. «Отсутствующий» или бесцветный  фон.

Для выполнения   предметного рисунка обязательно нужен фон, для того, чтобы удерживать этот рисунок на одном месте. В противном случае рисунок будет двигаться, плавать по поверхности основы и искажаться.  Фоны могут быть выполнены красками, а также бесцветные —  невидимые. Невидимый фон получатся при разбрызгивании небольшого количества капель растворителя для готовых красок для рисования на воде, или желчи, разбавленных водой по поверхности воды. Рисуем на таком фоне изображения, как и на обычном.

 (Фото фонов.)

 Ознакомимся с некоторыми наиболее распространенными стилями в технике Эбру.  

5.3. В Баттал Эбру (крупный, размашистый) краска разбрызгивается на поверхность раствора и больше никаких действий с ней не производится. Такой фон мы сделали в самом начале нашей практики.

Существуют разновидности Баттал Эбру……

 5.4. Гельгит или Эбру-волны. Создадим фон в стиле Баттал Эбру и, прежде, чем перенести его на бумагу проведем шилом по поверхности рисунка на воде  горизонтальные линии от одного края лотка до другого. Таким же образом проводим вертикальные линии. В результате получаем рисунок, похожий на волны. Или перья. Кто-то скажет —  это колоски.

5.5. «Гнезда соловья».  Для того, чтобы получить такой узор, сделаем  фон в  стиле Баттал Эбру.  С помощью шила формируем на нем спирали, расходящиеся изнутри наружу и наоборот.  Завитки-спирали располагаем один за другим, рядами. Впечатление такое, словно маленькие птичьи гнезда покрывают всю поверхность холста.

5.6. Эбру «Шаль». Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила создают рисунок Гельгит – Эбру волны. Затем проводят шилом волнообразные или S-образные линии по диагонали.

5.7. «Гребенчатый» или «чешуйчатый» узор.

Как видно из названия, в создании узора применятся гребень. Существует много вариантов таких узоров. Можно провести гребнем по поверхности рисунков, выполненных в вышеперечисленных  стилях. За один проход от одного бортика лотка до другого. Получаются красивые узоры в виде чешуек. Чем меньше расстояние между  иглами на гребне, тем мельче получаются чешуйки на рисунке.  

Существуют гребни с двумя рядами игл, расположенными в шахматном порядке – гребни-комби. Чаще всего их используют в комбинации с обычным гребнем. Сначала сделаем рисунок в стиле Гельгит, проведем по его поверхности одинарным гребнем, а потом еще и двойным гребнем в том же направлении. Получается гребенчатый узор с крупными фрагментами — чешуйками, похожими на лепестки.

  1. Рисуем предметные изображения.

Ссылка на обучающее видео

https://cloud.mail.ru/public/7473dcc60172/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA.avi

Озвучка на турецком языке, но важно внимательно смотреть, что делает
мастер . Обратите внимание на то, как мастер отжимает излишки краски с
кисточки — капли не должны быть большими, сколько слоев краски используется для фона и т.д. 

С уважением,

Мария Эбрумаг.ру

Об Эбру


Эбру – один из видов традиционного тюрко-исламского искусства.

obebru

В общих чертах искусство эбру можно описать следующим образом:

Первый этап: процесс получения рисунка путем разбрызгивания с помощью кисти или нанесения кончиком шила специальных красок на поверхность воды, вязкость которой повышают, используя различные вещества — загустители.

Второй этап: перенесение полученного рисунка на бумагу.
Такой рисунок может быть собственно рисунком, законченной работой или служить фоном для дальнейшего творчества.

И тогда возникает третий этап: после того, как лист с фоном просохнет, на нем можно зафиксировать трафарет, с помощью которого будет нанесена на фон основная тема или рисунок. Рисунок в стиле эбру возможно перенести не только на бумагу, но и на различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи.
Как вид декоративно-прикладного искусства, эбру изначально применялось для декорирования бумаги — изготовления переплетов и форзацев книг. На протяжении веков этот уникальный и своеобразный в своей основе метод рисунка использовался в каллиграфии и для украшения помещений.
Известно, что эбру является древнейшим по своей природе видом творчества. На сегодняшний день, ученые все еще не смогли выяснить хотя бы примерное время или место его рождения. Впрочем, в своем исследовании они единодушно сошлись во мнении, что эбру пришло с Востока. Своего расцвета оно достигло в Турции, где и обрело второе название, а именно: турецкое мраморирование. Европейские путешественники впервые познакомились с удивительными узорами в Стамбуле, откуда и привезли их к себе домой. В Европе искусство эбру сразу же было признано уникальным, что во многом объяснялось особенностями используемых в нем материалов.

Искусство написания эбру передавалось веками из поколения в поколение. В данном виде творчества созданный фон ценился больше, нежели сам рисунок. А талант художника оценивался на основании причудливости и сложности узора, на который затем накладывалась тема, считавшаяся только дополнением. Процесс создания эбру – это медитация, гармония движения и цвета, позволяющая художнику выразить имеющиеся у него чувства, мысли, и эмоции. У каждого эбру есть свое имя, особенно удачные произведения названы именами художников, их создавших.

Относительно происхождения слова «эбру» есть несколько точек зрения. Согласно одной из них, эбру произошло от персидского eb-rî и означает «имеющий форму облака». Согласно другой – от чагатайского (средневековый среднеазиатско-тюркский письменно-литературный язык) eb-re «ткань (или бумага) с прожилками», «волнистая, муаровая». Еще одна версия о персидских корнях этого слова: «эбру» произошло от âb-rû, что означает «поверхность воды». Но какая из них наиболее точная – пока не выяснено. Многие люди полагают, что, поскольку здесь рисунок выполняется на поверхности воды, «эбру» должно было произойти именно от âb-rû. Но в старых письменных источниках в основном встречается вариант eb-re («напоминающий облако», согласно внешнему виду рисунка), что служит аргументом в пользу именно этой версии. Кажется странным, что одно и то же явление называется столь разными словами. Но эбру и в самом деле часто сравнивают и с облаками, и с волнами — «бумага с облаками», «волнообразная бумага», «облака и ветер», «плавающие краски», а сам процесс изготовления напрямую связан с водой.

obebru_2

В искусстве эбру существует много техник и стилей. Но все они условно могут быть объединены в две группы: рисунки-текстуры (Battal Ebru — «крупный, размашистый» , Bülbül yuvası Ebru – «гнездо соловья», Tarakli Ebru – «гребенчатое» эбру, эбру в виде волн — Gel-Git Ebru, эбру «шаль» — Şal Ebrusu и другие) и рисунки с изображениями конкретных предметов (чаще всего цветов — Çiçekli Ebru). Есть еще одна, очень сложная в исполнении техника (Akkase Ebru), ее используют в книжной графике. На одну и ту же бумагу по мере высыхания листа накладывают нескольких слоёв краски. Постепенно краски становится всё больше, орнамент меняется, результат может быть очень интересным. После того как работы высыхают, на них дополнительно наносят какие-то графические элементы, тем самым подчёркивая оригинальность техники.


Необходимые инструменты

Для того, чтобы создать уникальный, единственный в своем роде и неповторимый эбру, нам необходимо приготовить для работы следующие материалы и инструменты:

Раствор для «холста».
Вода, используемая при создании рисунков эбру, должна обладать определенной плотностью, для того чтобы краски не растворялись, а держались на её поверхности. Необходимую вязкость воде придает китре — вещество, которое получают из стебля колючки гевен (лат. Astragalus), произрастающей на юге и юго-востоке Турции. Вместо нектара гевена можно также использовать загуститель из морской водоросли, который продается в виде порошка.

Краски.
Краски для эбру очень жидкие по консистенции. Они включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Можно приобрести готовые краски, а можно приготовить их самостоятельно из сухого пигмента.

Лоток для раствора.
Прямоугольная емкость любого размера. (Размер бумаги должен соответствовать размеру выбранного лотка).

Бумага. Специальная бумага для эбру, бумага для акварели.

Кисти. Основная задача кистей — вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса, ручки — из стебля розы.

Шило и гребень. Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности воды так, чтобы получались нужные формы.
Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.


Техника рисунка

Техника создания эбру (по материалам интернет-издания МК-Турция; http://mk-turkey.ru/culture/2012/09/06/chto-takoe-ebru.html)

Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен (лат. Astralagus), который сгущает воду.
А потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.

Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остается ощущение волшебства.

Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.

Статьи


Техника Эбру – возрождение забытых традиций

Возникновение уникального стиля всех времен
Многие просто называют эбру – рисование на воде. Рисовать на воде – восхитительно! Только вдумайтесь: рисовать одной жидкостью на поверхности другой! Не правда ли звучит заманчиво для того, чтобы, по крайней мере, возникло желание попробовать справиться с разным поверхностным натяжением.
Чтобы рисунок смог возникнуть на водной поверхности, воду необходимо немного загустить. Уникальность интуитивного рисования проявляется в том, чтобы научиться воплощать свои фантазии и мысли при помощи специального набора материалов и инструментов. Совершенствуйте техническую сторону рисования и в результате, эбру в домашних условиях станет незабываемым и самым любимым временем препровождения. // подробнее

Рисование на воде – изготовление Эбру!

Эбру в домашних условиях
Техника эбру – настоящий подарок для творческих натур! Заниматься универсальной технологией выражения своих эмоций и чувств очень просто. Дом – это особая аура, атмосфера, в которой так и хочется с головой окунуться в разноцветье волнистых линий. // подробнее

Нетрадиционное рисование как способ самовыражения!

Что такое эбру?
Впервые, услышав о рисовании на воде, становится заманчивым более детально рассмотреть эту тему. Ведь что-то более оригинальное сегодня придумать вряд ли получится. Этот вид искусства всегда восхищает неповторимостью и уникальностью, которые заключаются в том, что одинакового рисунка при всем желании не получится. // подробнее

Релакс-терапия

Релакс-терапия Эбру
1.Что это? Эбру-релаксация представляет собой разновидность арт-терапии, относится к методу интуитивного рисования. Это хороший способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям.

Эбру-релаксация не ставит перед собой задачи терапевтического анализа или разрешения проблем. Её цель — отдохнуть, перезагрузиться, зачерпнуть свежие силы. // подробнее