Об Эбру


Эбру – один из видов традиционного тюрко-исламского искусства.

obebru

В общих чертах искусство эбру можно описать следующим образом:

Первый этап: процесс получения рисунка путем разбрызгивания с помощью кисти или нанесения кончиком шила специальных красок на поверхность воды, вязкость которой повышают, используя различные вещества — загустители.

Второй этап: перенесение полученного рисунка на бумагу.
Такой рисунок может быть собственно рисунком, законченной работой или служить фоном для дальнейшего творчества.

И тогда возникает третий этап: после того, как лист с фоном просохнет, на нем можно зафиксировать трафарет, с помощью которого будет нанесена на фон основная тема или рисунок. Рисунок в стиле эбру возможно перенести не только на бумагу, но и на различные изделия из ткани, дерева, стекла и кожи.
Как вид декоративно-прикладного искусства, эбру изначально применялось для декорирования бумаги — изготовления переплетов и форзацев книг. На протяжении веков этот уникальный и своеобразный в своей основе метод рисунка использовался в каллиграфии и для украшения помещений.
Известно, что эбру является древнейшим по своей природе видом творчества. На сегодняшний день, ученые все еще не смогли выяснить хотя бы примерное время или место его рождения. Впрочем, в своем исследовании они единодушно сошлись во мнении, что эбру пришло с Востока. Своего расцвета оно достигло в Турции, где и обрело второе название, а именно: турецкое мраморирование. Европейские путешественники впервые познакомились с удивительными узорами в Стамбуле, откуда и привезли их к себе домой. В Европе искусство эбру сразу же было признано уникальным, что во многом объяснялось особенностями используемых в нем материалов.

Искусство написания эбру передавалось веками из поколения в поколение. В данном виде творчества созданный фон ценился больше, нежели сам рисунок. А талант художника оценивался на основании причудливости и сложности узора, на который затем накладывалась тема, считавшаяся только дополнением. Процесс создания эбру – это медитация, гармония движения и цвета, позволяющая художнику выразить имеющиеся у него чувства, мысли, и эмоции. У каждого эбру есть свое имя, особенно удачные произведения названы именами художников, их создавших.

Относительно происхождения слова «эбру» есть несколько точек зрения. Согласно одной из них, эбру произошло от персидского eb-rî и означает «имеющий форму облака». Согласно другой – от чагатайского (средневековый среднеазиатско-тюркский письменно-литературный язык) eb-re «ткань (или бумага) с прожилками», «волнистая, муаровая». Еще одна версия о персидских корнях этого слова: «эбру» произошло от âb-rû, что означает «поверхность воды». Но какая из них наиболее точная – пока не выяснено. Многие люди полагают, что, поскольку здесь рисунок выполняется на поверхности воды, «эбру» должно было произойти именно от âb-rû. Но в старых письменных источниках в основном встречается вариант eb-re («напоминающий облако», согласно внешнему виду рисунка), что служит аргументом в пользу именно этой версии. Кажется странным, что одно и то же явление называется столь разными словами. Но эбру и в самом деле часто сравнивают и с облаками, и с волнами — «бумага с облаками», «волнообразная бумага», «облака и ветер», «плавающие краски», а сам процесс изготовления напрямую связан с водой.

obebru_2

В искусстве эбру существует много техник и стилей. Но все они условно могут быть объединены в две группы: рисунки-текстуры (Battal Ebru — «крупный, размашистый» , Bülbül yuvası Ebru – «гнездо соловья», Tarakli Ebru – «гребенчатое» эбру, эбру в виде волн — Gel-Git Ebru, эбру «шаль» — Şal Ebrusu и другие) и рисунки с изображениями конкретных предметов (чаще всего цветов — Çiçekli Ebru). Есть еще одна, очень сложная в исполнении техника (Akkase Ebru), ее используют в книжной графике. На одну и ту же бумагу по мере высыхания листа накладывают нескольких слоёв краски. Постепенно краски становится всё больше, орнамент меняется, результат может быть очень интересным. После того как работы высыхают, на них дополнительно наносят какие-то графические элементы, тем самым подчёркивая оригинальность техники.


 

Необходимые инструменты

Для того, чтобы создать уникальный, единственный в своем роде и неповторимый эбру, нам необходимо приготовить для работы следующие материалы и инструменты:

Раствор для «холста».
Вода, используемая при создании рисунков эбру, должна обладать определенной плотностью, для того чтобы краски не растворялись, а держались на её поверхности. Необходимую вязкость воде придает китре — вещество, которое получают из стебля колючки гевен (лат. Astragalus), произрастающей на юге и юго-востоке Турции. Вместо нектара гевена можно также использовать загуститель из морской водоросли, который продается в виде порошка.

Краски.
Краски для эбру очень жидкие по консистенции. Они включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Можно приобрести готовые краски, а можно приготовить их самостоятельно из сухого пигмента.

Лоток для раствора.
Прямоугольная емкость любого размера. (Размер бумаги должен соответствовать размеру выбранного лотка).

Бумага. Специальная бумага для эбру, бумага для акварели.

Кисти. Основная задача кистей — вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель. Кисти традиционно изготавливаются из конского волоса, ручки — из стебля розы.

Шило и гребень. Для выполнения рисунка используется шило. Им художник аккуратно двигает краски по поверхности воды так, чтобы получались нужные формы.
Для получения «чешуйчатого» узора используется гребень, длина которого соответствует длине или ширине поддона. Этот инструмент отлично подходит для равномерного заполнения пространства рисунком и для создания фона.


 

Техника рисунка

Техника создания эбру (по материалам интернет-издания МК-Турция; http://mk-turkey.ru/culture/2012/09/06/chto-takoe-ebru.html)

Все начинается с подготовки «холста». В прямоугольную тару наливают особый жидкий раствор из смеси воды с экстрактом растения гевен (лат. Astralagus), который сгущает воду.
А потом начинается само таинство: художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.

Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Краски послушны каждому движению руки мастера, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Это выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. И все равно не приходит настоящего понимания того, как пара кружков краски на поверхности воды может преобразиться в настоящие картины. И остается ощущение волшебства.

Когда картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой.

Статьи


Техника Эбру – возрождение забытых традиций

Возникновение уникального стиля всех времен
Многие просто называют эбру – рисование на воде. Рисовать на воде – восхитительно! Только вдумайтесь: рисовать одной жидкостью на поверхности другой! Не правда ли звучит заманчиво для того, чтобы, по крайней мере, возникло желание попробовать справиться с разным поверхностным натяжением.
Чтобы рисунок смог возникнуть на водной поверхности, воду необходимо немного загустить. Уникальность интуитивного рисования проявляется в том, чтобы научиться воплощать свои фантазии и мысли при помощи специального набора материалов и инструментов. Совершенствуйте техническую сторону рисования и в результате, эбру в домашних условиях станет незабываемым и самым любимым временем препровождения. // подробнее

Рисование на воде – изготовление Эбру!

Эбру в домашних условиях
Техника эбру – настоящий подарок для творческих натур! Заниматься универсальной технологией выражения своих эмоций и чувств очень просто. Дом – это особая аура, атмосфера, в которой так и хочется с головой окунуться в разноцветье волнистых линий. // подробнее

Нетрадиционное рисование как способ самовыражения!

Что такое эбру?
Впервые, услышав о рисовании на воде, становится заманчивым более детально рассмотреть эту тему. Ведь что-то более оригинальное сегодня придумать вряд ли получится. Этот вид искусства всегда восхищает неповторимостью и уникальностью, которые заключаются в том, что одинакового рисунка при всем желании не получится. // подробнее

Релакс-терапия

Релакс-терапия Эбру
1.Что это? Эбру-релаксация представляет собой разновидность арт-терапии, относится к методу интуитивного рисования. Это хороший способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям.

Эбру-релаксация не ставит перед собой задачи терапевтического анализа или разрешения проблем. Её цель — отдохнуть, перезагрузиться, зачерпнуть свежие силы. // подробнее